Раиса Мигунова - мысли о театре, об искусстве, о творчестве актера и режиссера, драматургия, сцена и зритель, из личного опыта, советы, предложения и пожелания коллегам профессионалам и любителям, школа ремесла, мастерство

мысли о театре, о творчестве актера и режиссера, сцена и зритель

ДНЕВНИК АРТИСТА

из личного опыта, советы и пожелания профессионалам и любителям

Digital clock will be displayed here

предыдущая | главная

Во дни Великого поста 2007 года.

"Есть секрет, который, к сожалению, не все актеры знают. Секрет этот заключается в том, что публика всегда, сознательно или бессознательно, за образом, созданным актером, видит того человека, который создает этот образ, оценивает его. И от того, приняла или не приняла она этого человека, зависит возможность возникновения и сам характер связи между артистом и публикой…
Вот почему актер будущего, постигнув этот секрет, станет работать не только над полученной ролью, но начнет развивать себя как личность, ибо его человеческие свойства и излучения являются определяющими для каждой роли на протяжении всей его жизни".

(М.Чехов."Об искусстве актера" т.2 Стр.132. М.1986)


19 февраля, понедельник.

Когда-то в эти дни заканчивался очередной театральный сезон. Спектакли не игрались. Актеры, как и большинство народа, проходили время Великого поста, думали о своих грехах, каялись, молились.

Пост - праздник души, дни, когда человек может оторваться от мира страстей и вновь почувствовать себя бессмертным, созданным для жизни вечной. Как важно для актера иметь возможность остановиться, взглянуть на свое дело и на самого себя со стороны и со всей беспощадностью осудить самого себя и свои дела для того, чтобы лучше понять свое служение, свое призвание и обрести новые силы для исполнения своих человеческих и профессиональных обязанностей!

Как жаль, что теперь и в пост театры открыты, спектакли идут и никто из актеров не протестует против этого. Школьные каникулы, день театра, театральные фестивали. На это "кишение", на эту мышиную возню размениваются драгоценные дни Великого поста. И вместо стяжания Духа Святого бесконечное стяжание удовольствий.

Без конца твердят о правах человека, но о самом главном праве - спасти от смерти свою душу - мало кто печется. А ведь без осуществления этого права и этой обязанности жизнь человека бессмысленна и мало чем отличается от жизни животного.

Вернуть актерам дни Великого поста - думается, что с этого и следует начинать возрождение традиций русского театра.


20 февраля, вторник.

О славе и славолюбии.

"Что слава? Радуга в глазах,
Луч, преломившийся в слезах".

(Ш.Петефи.)

Мудрецы советуют: Не ищи себе славы от людей ни в чем. Если же слава и честь от людей настигают тебя, то не прилепляйся к ним сердцем.
И как о чести и славе земной, так и о всех других земных благах рассуждай: земное тленно, непостоянно и похищается смертью; одно только небесное неувядаемо, некрадомо и вечно.

Тщеславие совершает ошибку борьбы за призрачное Истинная слава не в том, чтобы быть известным, чтобы имя твое знали все и о тебе постоянно говорили и писали. "Горе тому человеку, у которого имя знаменитее дел его". "Кого хвалят или почитают не по достоинству, тот терпит великий вред"

Такой стяжатель "славы" ужасно боится неблагоприятной оценки того, что он создал и поэтому хочет угодить всем и постоянно печется о том, чтобы его хвалили. Или, наоборот, делает все, чтобы своими произведениями всех рассердить, чтобы его все ругали. Но цель у него одна: заставить о себе говорить.

Другой явно не проявляет этого стремления, но глубоко в подсознании в нем тоже таятся ростки славолюбия, потому что в силу своей деятельности (если он, например, актер), он находится в наибольшей зависимости от мнения окружающих.

Душа жаждет славы, а не догадывается, что для того, чтобы стяжать истинную славу, надо перестать желать ее.
"Неси свой крест и веруй!"

Лишь возвышенное, бескорыстное ("аскетическое") отношение к искусству, обращение его на служение Богу, и Его правде в мире, делает артиста, художника, писателя достойным истинной славы.

"Невозможно стать великим до тех пор, пока боишься чего-то больше Бога, пока любишь кого-то больше Бога и пока не станешь видеть свою смерть в прошлом, а не в грядущем."
(Св. Николай Сербский. Мысли о добре и зле.)

Слава (теофания) на библейском языке - это не "известность" и не "популярность". Это проявление Божия Присутствия.


22 февраля, среда.

Великое безмолвие.

Из письма друга: Посреди самого шума и суеты жизни вдруг настигает тебя тишина. Возникает она откуда-то из глубины души и заполняет собою все человеческое существо. И весь окружающий мир тогда отодвигается, а его место занимает то, что можно назвать "великое безмолвие".
Звенящая тишина, напряженное ожидание, радостное предчувствие. Начало творчества! Мгновения великого безмолвия из которого рождается все: звуки, краски, слова. Через эту тишину ты входишь в мир образов.
Этот чудесный невидимый мир всегда рядом с тобой. Только, пожалуйста, Будь молчалив и терпелив.

"На мелководье река громко журчит, а над глубокими омутами замолкает. Посмотри в свою душу и скажи, мелководье ты или глубина. Мелководье - это язык без ума, глубина - это ум без языка".

(Св. Николай Сербский.)

"Молчи и не меряйся с другими".


24 февраля, суббота.

О смирении.

Антон Чехов: "Есть большие собаки, и есть маленькие собаки, но маленькие не должны смущаться существованием больших: все обязаны лаять, - и лаять тем голосом, какой Господь Бог дал".
(Цит. по: Бунин И. А. О Чехове // Собрание сочинений. М., 1967. Т. 9. С.185.).

"О человек, секунда во времени и миллиметр в пространстве! Чем гордишься? Сказано о тебе в Писании: Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем , и, если хочешь, еще: Бог гордым противится , или: Погибели предшествует гордость . Своей гордостью ты объявил войну Всемогущему и Вечному. Атом восстал на Безграничного! Секунда взбунтовалась против Бессмертного! Даже муравью очевидно твое поражение. Внезапно придут к тебе позор и погибель. Потому обратись, покайся, отрезвись, опомнись, стань человеком. Будь человеком. Это почетнее, чем быть царем. Будь человеком. Это драгоценнее всех корон и важнее всех престолов ".
(Св. Николай Сербский. Письма.)

"Ты заблуждаешься, предполагая, что можешь творить исключительно из самого себя. Твой матерьялистический век привел тебя даже к мысли, что твое творчество есть продукт мозговой деятельности. Ее ты называешь вдохновением! Куда ведет оно тебя? Наше вдохновение вело нас за пределы чувственного мира. Оно выводило нас из узких рамок личного. Ты сосредоточен на самом себе, ты копируешь свои собственные эмоции и с фотографической точностью изображаешь факты окружающей тебя жизни ".
(Смотри: М.Чехов, т.2, стр.180.)


27 февраля, вторник.

Скромность.

Почти вышедшее из употребления слово. Попробуй в наше время сказать актеру, даже и начинающему: Будь тих, молчалив, уступчив. Пожалуй, он сочтет тебя за сумасшедшего. А ведь еще Дзэами сказал: "…если высокомерен мастер, и его искусство падает. Стоит ли говорить о нелепом высокомерии слабого исполнителя!"

"Всякий, возвышающий себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится".
Жалкое, отталкивающее впечатление производит на всех людей, человек, который сам себя хвалит. И чем больше человек собою похваляется и себя превозносит, тем более он кажется жалким для окружающих. И чем человек скромнее, тем он приятнее для всех. Скромных все любят; тщеславные всех отталкивают. Таково действие духовного закона.

Человек, болезненно думающий о том, как бы в чем не поставить себя ниже другого и как бы поставить себя выше другого, не способен к творческой деятельности.

И скромность отнюдь не означает слабости, как думают некоторые, опасаясь скромности; нет, скромность есть - сила и доблесть духа.

А тщеславие есть признак не только нравственного, но и умственного застоя.

"Мы не ошибемся, признав скромность одной из самых утешительных черт человеческой личности. Скромность, безусловно, равна милосердию, так как в силу одной своей скромности человек уже милосерд к другим людям - не надоедает им своими претензиями, не мучает их своим посягательством на какую-то значительность.
Скромный оттого никогда в жизни не проигрывает; его таланты и достоинства не унижаются его скромностью, наоборот, еще больше вырастают."
(арх.Иоанн Шаховской.)

Возношение и поношение

Все мы в этом мире словно товар на базаре. Одни поднимают нашу цену до небес, другие не дают и гроша.
Возношение и поношение, приходящие к нам от людей, всегда производят в нашей душе раздвоение: одна половина души радуется возношению, другая печалится от поношения, ибо в таинственной глубине собственного сознания мы чувствуем, что ни возношением, ни поношением все о нас не сказано. Трезво смотри и на крайние возношения и на крайние поношения - ибо ты не заслуживаешь ни того, ни другого - чтобы не взлететь тебе без крыльев и не утонуть в бездне отчаяния".
(Св. Николай Сербский. Мысли о добре и зле.)


28 февраля, среда.

Самовыражение.

Сознательно или бессознательно актер в каждой своей роли выражает какую-то свою идею, заложенную в нем от рождения. Наверное, это и можно назвать самовыражением. Духовное содержимое сердца не может утаиться, оно просвечивает сквозь человека, льется из глаз, сходит с языка, со всех движений и черт.

Но так называемое "самовыражение" - вещь коварная. Чем больше ты хочешь выразить себя, тем меньше это удается. Самовыражение происходит тогда, когда хочешь выразить другого.

"Эхо души Весь мир подобен огромному фортепьяно, клавиши его - творения Божии. Какой клавиши ни коснись, услышишь эхо своей души."
(Св. Ник.Сербс. Мысли о добре и зле.)

В среде актеров часто употребляют слово "самовыражение". Я хочу сказать, что это слово совсем не имеет отношения к истинному творчеству. Вообще это вещь второстепенная и даже третьестепенная. Не стоит о ней и думать.

"Не думай о себе, что ты имеешь что-либо доброе в себе или что делаешь что-либо доброе от себя, но сознавай и чувствуй, как и есть на деле, что у тебя нет ничего своего, кроме греха."

"На публику производит впечатление только творческое, сценическое (то есть внеличное)…"
(М.Чехов, т.2, стр.80.)

"Чувство радости, всегда испытываемое в творческом состоянии, вызывается: 1.освобождением от собственной личности и 2. осознанием (или вернее, переживанием) той творческой идеи, которая недоступна обычному моему сознанию".
( М. Чехов, т.2, стр.82.)

предыдущая | главная


Р.Мигунова-мысли о театре, о творчестве актера и режиссера, сцена и зритель

ДНЕВНИК АРТИСТА

записки из личного опыта, советы и пожелания профессионалам и любителям

Раиса Мигунова - мысли о театре, об искусстве, о творчестве актера и режиссера, драматургия, сцена и зритель, из личного опыта, советы, предложения и пожелания коллегам профессионалам и любителям, школа ремесла, мастерство

Сайт создан в системе uCoz