мысли о театре, о творчестве актера и режиссера, сцена и зритель, из личного опыта советы и пожелания профессионалам и любителям

мысли о театре, о творчестве актера и режиссера, сцена и зритель

ДНЕВНИК АРТИСТА

из личного опыта,советы и пожелания профессионалам и любителям

Digital clock will be displayed here

предыдущая | главная

7 мая, суббота

Волшебный край!

Жажда встречи с потерянным раем, желание чуда, радости и красоты, детская вера в добро и в бессмертие? Что влечет наше сердце к этим пыльным подмосткам?

Наша главная любовь и смысл жизни, наше служение Богу и человеку, наша вечная молодость и источник неизменной радости, наш дом и наш храм - это театр. Почему это так - объяснить невозможно, да и не нужно, потому что все равно другим не понять. И мы молча храним про себя эту тайну и не говорим об этом почти никогда или говорим просто: "Это наша работа". Так понятней для всех. Но мы знаем, что это не так, что театр - это чудо.

Есть два театра - видимый и невидимый. На алтарь этого невидимого театра мы и приносим наши лучшие чувства и мысли, наши жизни, и надеемся, что это не напрасная жертва.

Погружение в Вечное.

Театр - "волшебный край!", как сказал поэт. Но, может быть, поэтам свойственно преувеличивать? Да, конечно, но только не Пушкину. Он выразил именно то, часто даже и не вполне осознаваемое чувство, которое влечет тысячи людей в театр, кого в артисты, кого в зрители.

Желание чуда, встречи с другим миром и необыкновенным, и в то же время очень близким душе. Здесь прошлое и будущее сливаются воедино, образуя "прекрасное мгновение" настоящего. Сама Вечность, пронизывающая каждую минуту нашей жизни, но не ощущаемая нами, становится здесь царицей. Жизнь освобождается от оков повседневности и переливается через край. Пусть ненадолго, но мы выходим за пределы "не размыкаемого круга" нашего существования и окунаемся в живую воду вечной жизни, погружаемся в атмосферу творчества и вдохновения, становимся не только свидетелями, но и участниками творческого процесса, погружаемся в настоящее, т.е. в Вечное.

"Ничего подобного, - скажете вы, - мы ходим в театр, чтобы провести время, посмотреть постановку известного режиссера, посмотреть на игру любимых актеров". А актер скажет: "Мне нравится работать в театре. Это моя профессия, и я не хочу другой". Все так. Но что мы знаем о тайных стремлениях нашей души?


9 мая, понедельник. День Победы.

Театр - забава для сытых людей. См. письма Немировича-Данченко Станиславскому.

Если театр - только забава для сытых, тогда зачем столько умных замечательных людей отдают ему свои жизни, свои лучшие чувства, свои лучшие мысли? Что, они такие глупые, что тратят свою единственную жизнь на то, чтобы развлекать зажиревших "хозяев жизни" и их семейства?

Нет, конечно. Они верят и знают, что большинство из тех, кто приходит в театр, вовсе не такие уж и зажиревшие, многие не такие уж и сытые, а некоторые и вовсе голодные. Но все они жаждут зачерпнуть из источника силы, отогреть свои души в потоке доброй энергии, которая изливается со сцены из бескорыстного сердца артиста.

Опять я идеализирую? Возможно. А может быть, и нет. Мне все же кажется, что я пишу о том, что я чувствую, о том, что я знаю, и конечно, о том, во что верю.


10 мая, вторник.

Познать Непознаваемое.

Театр, как искусство произошел не от балагана, а от мистерий. Mysterium - таинство, тайная истина.

Все искусства берут свое начало в религии, в культе.

Источник все культов - "вера в призывающую и созидающую силу человеческого слова, когда оно сопровождается могучим движением души или сильным порывом воли". ( Эдуард Шюрэ). Из желания человека познать Непознаваемое родилась религия, ставшая источником всех искусств, в том числе и театра.

Идея откровения лежит в основании любого искусства. Запомним это.


11 мая, среда.

Об источнике и цели творчества.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился
И шестикрылый Серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих очей коснулся он –
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы… и т.д.
(А.С.Пушкин.)

Или другое:

…Но лишь Божественный глагол
До слуха чуткого коснется, -
Душа поэта встрепенется,
Как пробудившийся орел…
(А.С.Пушкин.)

Вот он где источник всякого творчества – в Боге, и никакого другого не существует, что бы мы себе не придумывали в своей гордыне.

В своих лучших проявлениях искусство, в том числе и театральное искусство, стремится к возведению человека к иной, невидимой духовной реальности, приближает его к небесам.

Кант, например, не признавал никаких внешних целей эстетической деятельности человека и в то же время считал ее для всех необходимой. «Целесообразность без цели».

А Станиславский пишет: «Развитие эстетического чувства человека – одно из немногих средств, приближающих нас к Небу».

«Сущность искусства состоит в том, что один человек создает для других людей некую художественную медитацию, раскрывающую им природу Бога, мира и людей, дающую им мудрость и блаженство, духовную силу и победу». (И.Ильин, «Борьба за художественность».)


12 мая, четверг.

Служение.

Актеры часто употребляют это слово, говоря: «Я служу в театре». Но редко задумываются о том, кому они служат в театре. Кому ты служишь? Одни скажут: «Я служу святому искусству!» – красиво, возвышенно и абстрактно. Другие скажут: «Я служу людям» или: «Я служу самому себе». Кому мы только не служим! Часто именно тот, кто называет себя свободным человеком, постоянно кому-то прислуживает. А уж об актерах и говорить нечего, - такая зависимая профессия. Не угодишь режиссеру, директору театра, публике – можно и совсем остаться без службы. Тут то и начинаешь понимать разницу между «службой» и «служением».

Где ты, дорогой читатель, на службе или в служении? Чью волю творишь ты в этой жизни, в своих занятиях искусством?


13 мая, пятница.

Искусство и искушение.

Эти два слова не случайно имеют один корень. И искусство, и искушение играют важную роль в духовном развитии и росте человека в его Восхождении.

Искушения посылаются нам для того, чтобы мы стали искусными в нашей духовной жизни, более совершенными. Через искушения лежит путь к совершенству. Об этом знает каждый, кто пытается вести духовную жизнь.

Через множество искушений надлежит пройти человеку в жизни, но особенно много их на пути художника, человека, занимающегося искусством, особенно театром. Какие же это искушения? Да все те же, которые подстерегают каждого человека в жизни. Например:

Соблазн ложной духовности.

Это то, от чего всем трудно уберечься.

Мы часто думаем, (я говорю о тех, кто занимается искусством, в частности искусством театра), что мы живем духовной жизнью, мы тешим себя иллюзией причастности к Высшему началу и тайно гордимся, что мы не такие, как все, что мы умеем то, чего другие не умеют, и т.д. и т.п.

Но может быть, мы обыкновенные «просвещенные мещане», как очень удачно выразился кто-то и поклоняемся одному единственному божеству – "себе любимому", а все возвышенные мысли, которые мы так любим высказывать, – всего лишь красивая оболочка, которая скрывает от других нашу духовную беспомощность и внутреннюю пустоту? "Ей кажется, что она служит человечеству, святому искусству…" – говорит Треплев о своей матери. (А.П.Чехов, «Чайка») Вот и нам, возможно, только кажется, что мы живем духовной жизнью?

Что значит жить духовной жизнью? Что такое духовная жизнь? «Богообщение… должно быть всегдашним, непрерывным состоянием человека, так что, коль скоро нет общения с Богом, коль скоро оно не ощущается, человек должен сознаться, что стоит вне своей цели и своего назначения». (Священник Григорий Дьяченко, «Область таинственного», стр. 426.) Это и есть духовная жизнь – богообщение.

Я не призываю вас бросить все свои дела и бежать в церковь. Здесь не идет речь о необходимости посещения храма, и даже не о молитве. Я хочу сказать только, что истинная духовность действительно заключается в богообщение и ни в чем другом, и не мною это установлено. Мне хотелось просто предостеречь себя и вас от заблуждения, будто бы мы, занимаясь искусством, ведем духовную жизнь.

Духовная жизнь – это другое, и как к ней прийти личное дело каждого. Мне просто хочется, чтобы мы не обманывали самих себя, не принимали ложь за истину и не были бы к себе слишком снисходительны.


14 мая, суббота.

Театр – это школа дьявола

Иоанн Кронштадский смотрел на театр, как сферу человеческой деятельности наиболее опасную для духовной жизни. "Театр – школа мира сего и князя мира сего – диавола", - пишет он.

"Опиум и театр – одно и то же. Театр есть вещь вовсе не христианская", - вторит ему Феофан Затворник.

А Амвросий Оптинский говорит о том, что театр – это «школа безнравственности, способная заморить в душе человека последние остатки доброй нравственности, если только она в нем есть».

Я привожу высказывания святых отцов о театре не для того, чтобы спорить с ними или возразить им. Мне нечего сказать в свое оправдание. Театр таков и есть, как они говорят. Но для чего-то Господь терпит его и терпит нас, работающих в театре.

Скажу только, что знаю, что не желание славы и не желание вести легкую жизнь привело многих из нас в театр. Скажу даже, что в этом было что-то вроде призвания, желания служить Добру и Красоте.

Поэтому, не смотря на все разочарования, нет сил, плюнуть на театр и уйти, громко хлопнув дверью. Совесть не позволяет оставить это поприще. Может быть потом, когда возникнет ощущение, что ты сделал все что мог в том деле, к которому приставлен, что исчерпал его до конца, - тогда можно будет поверить окончательно, что дело это совершенно безнадежное и даже вредное, оставить его и уйти с чистой совестью. Это я о себе.

А другим хочу сказать: если можете не работать в театре, – оставьте его как можно скорее.


17 мая, вторник.

Об умении мыслить.

"Актеры всегда понимали драматический театр, как арену, где они состязались в изображении чувств…. Переживать чувства хорошо или лучше умели многие, но переживать мысли вместе с чувствами… еще никто не умеет. Это – я утверждаю – еще не тронуто, красотами самой мысли еще не живут. Это вот должна быть следующая ступень развития драматического театра", - пишет Сулержицкий Л.А.

Такая задача потребует громадной перестройки в подготовке молодых режиссеров и актеров, во всей организации театра и театральных учебных заведений.

Актер-мыслитель должен перестать быть исключением, а способность глубоко и интересно мыслить должна стать одним из важных и необходимейших качеств современного актера, а тем более режиссера (ведь даже среди людей этой профессии нередко встречаются обыкновенные обыватели или самовлюбленные пошляки).


20 мая, пятница.

Вся жизнь человека – его собственное творчество.

“Отдайте себе отчет, вы, люди, пришедшие искать творчества на сцене, что такое вся ваша жизнь? Если она не беспрерывное творчество, то зачем тогда жить?” (К.С.Станиславский, Беседы).

Сулержицкий (Статьи и заметки, М,1970) пишет:
“Дарований исключительных мало, почти нет, больше средние или ниже средних…
Есть единственное средство помочь среднему дарованию стать хорошим актером, работающим над корнями в искусстве, стать художником настоящим, а не демонстрантом собственных качеств и свойств.
Это – найти способ поднять и расширить миросозерцание, найти способ углубить взгляд на жизнь и отношение к ней, развить более широкое отношение к философским, нравственным, общественным вопросам, - поработать над интуицией во всех областях человеческого духа и природы”.


25 мая, среда.

О самообладании и вдохновении.

Самосознание и самообладание – высшая человеческая черта. Познай себя – познаешь мир. Будь хозяином самого себя – станешь хозяином мира. Человек тогда становится самим собой, когда он живет духовной жизнью. Так считал Сократ.

Вдохновение – есть полное самообладание. «Не верьте актерам, когда они говорят, будто в момент вдохновения они забывают все на свете и не знают, что делают: могут поломать мебель, задушить партнера и т.п. Они снимают с себя ответственность за свои действия, потому, что на них-де «нашло вдохновение». Нет, это не вдохновение. Это слепая одержимость. Это опасное, болезненное состояние. Это путь к истерии, к нервному срыву», - говорит великий русский актер Михаил Чехов.

В минуты вдохновения актер лучше, чем когда-либо, сознает и контролирует свои действия. «Истинное вдохновение – это путь к свободе, к нравственному подъему, к духовному очищению, к обогащению своей души и души зрителя ценностями сугубо духовного порядка». (М.А.Чехов.)


26 мая, четверг.

"Надобно уметь". О мастерстве.

"Искусству угрожали два чудовища: художник, который не является мастером и мастер, который не является художником". (Анатоль Франс.)

"…чтобы сделать - необходимо уметь, а умение дается только изучением техники". (М.Горький).

Нельзя научиться раз и навсегда, узнать какие-то приемы и применять их. Каждая работа, каждая новая роль, новый спектакль, требуют новой техники, новых приемов. Поэтому актер и режиссер учатся постоянно и всегда начинают как будто с нуля.

Гете говорил, что "…любое искусство, поскольку речь идет об его осуществлении, это нечто великое и очень трудное, и всю свою жизнь надо положить на то, чтобы дойти в нем до подлинного мастерства". ("Разговоры с Гете", Эккерман.)


28 мая, суббота

Заключить себя в "круг красоты".

Станиславский говорил: "Для начала творчества необходимо:
внимание к каждой текущей минуте, внимание к каждой встрече;
полный мир и спокойствие в себе самом;
переживание всей текущей жизни, как величайшей красоты".

"Жизнь не может быть скучна и обыкновенна, она должна быть волшебной - похожей на истинное предчувствие ее, которое существует в детском или юношеском сердце". (Платонов?)

Говорят: дети еще не знают жизни и потому они так радостны. Нет, это мы уже не знаем и не видим жизни, потому что погрязли в своих несчастьях, проблемах и суете.

Мы постоянно хлопочем, спешим, сожалеем о том, что сделали или чего не сделали в прошлом, мечтаем, чтобы поскорее наступило "счастливое будущее" и совершенно не ценим настоящее. Оно нас занимает меньше всего. А ведь это и есть наша реальная жизнь.

Мы не властны ни над прошлым, ни над будущим, но в ускользающем настоящем что-то еще зависит и от нас. Что изольется из нашего сердца в это мгновение настоящего - любовь или ненависть, добро или зло? Посмотрим ли мы Жизни в глаза или будем подменять ее проблемами и суетой и их считать настоящей жизнью? "Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!" Но разве можно это сделать? Да и зачем? Ведь прекрасно каждое мгновение истинной жизни, а если не прекрасно, то это не жизнь, а погибель.

предыдущая | главная


мысли о театре, о творчестве актера и режиссера, сцена и зритель

ДНЕВНИК АРТИСТА

из личного опыта, советы и пожелания профессионалам и любителям

мысли о театре, о творчестве актера и режиссера, сцена и зритель, из личного опыта советы и пожелания профессионалам и любителям

Сайт создан в системе uCoz