мысли о театре, об искусстве, о творчестве актера и режиссера, драматургия, сцена и зритель, из личного опыта, советы, предложения и пожелания коллегам профессионалам и любителям, школа ремесла, мастерство

мысли о театре, о творчестве актера и режиссера, сцена и зритель

ДНЕВНИК АРТИСТА

из личного опыта, советы и пожелания профессионалам и любителям

Digital clock will be displayed here

предыдущая | главная

1 июня, среда.

Театр - дорогой рояль, употребляемый для ссыпки овса.

Представьте себе: стоит в зале прекрасный белый рояль, приходят люди с мешками, открывают крышку рояля и высыпают в него овес из мешков. Другого применения для этого инструмента они не нашли.

Это Станиславский сравнил театр с дорогим роялем, употребляемым не по назначению. Для чего этот дорогой рояль? Для того, чтобы умелые музыканты извлекали из него звуки божественной гармонии и увлекали души слушателей в мир красоты. Ну, пусть, если не божественные звуки, то хотя бы песни человеческие, пробуждающие чувства добрые в сердцах людей.

А мы что делаем? Ссыпаем в него свой "овес". "Овес" своих страстей: гордыни и тщеславия.

Такое сравнение нашлось для театра в то время, когда в художественный театр ходили как на поклонение святым местам, ехали из далеких провинций, чтобы окунуться в чистый источник настоящего искусства. Что же говорить о современном театре?

Кажется, что театр, как вид искусства, в наше время полностью уничтожен.

"Нельзя так неосмотрительно брать в руки такое могущественное оружие, как искусство, и обращаться с ним так не осмотрительно, не зная его силы ради своего интересничанья, успеха или выгод, которые оно дает…" (Л.А.Сулержицкий, Статьи и заметки, М, 1970).


2 июня, четверг.

О перевоплощении.

Нередко бывает, что актеры всю работу над ролью сводят к одному: "я в предлагаемых обстоятельствах", только за это я и отвечаю, а остальным пусть занимается режиссер.

Но эта известная формула системы Станиславского "охватывает лишь самое начало актерского пути к цели, помогает выработке естественного сценического поведения,…она знаменует собой начало работы, в ходе которой актерская индивидуальность дает роли не "всю себя", а только то, чего требует роль".

"Отделение образа от себя", собственно и есть процесс воплощения образа, перевоплощения в образ". (Михоэлс С.М., Статьи, беседы, речи.)

Об этом же говорит и Михаил Чехов в книге "Жизнь и встречи", рассказывая о том, как он играл клоуна Skid'a в спектакле М.Рейнгарда.

И дальше у Михоэлса: "… актер на сцене страдает, плачет, радуется и смеется и вместе с тем лично остается не затронутым этими переживаниями".

Шаляпин говорил: "В том то и дело, что Дон Кихот у меня играет, а Шаляпин ходит за ним и смотрит, как он играет".

Не надо ни в кого перевоплощаться, стараться жить чувствами персонажа, самому "переживать" и доводить себя до истерики, а нужно играть с "сочувствием" (выражение Михаила Чехова).


5 июня, воскресенье.

Урок актерского мастерства от Николая Васильевича Гоголя.

Гоголь пишет М.С.Щепкину 16 декабря 1846 года:

"…пусть из них (актеров) никто не оттеняет своей роли и не кладет на нее красок и колорита, но пусть услышит общечеловеческое ее выражение и удержит общечеловеческое благородство речи.

Словом, изгнать вовсе карикатуру и ввести их (актеров) в понятие, что нужно не представлять, а передавать.

Передавать прежде мысли, позабывши странность и особенность человека. Краски положить не трудно; дать цвет роли можно и потом; для этого довольно встретиться с первым чудаком и уметь передразнить его;

Но почувствовать существо дела, для которого призвано действующее лицо, трудно…


6 июня, понедельник.

О фантазии.

"Секрет быть скучным - это все высказать" (Вольтер).

"Восковые фигуры, несмотря на то, что подражание природе достигает здесь высшей степени, все-таки не производят эстетического действия. Их нельзя считать художественными произведениями, потому что они ничего не дают фантазии зрителя". (Шопенгауэр.)

"Произведение искусства может влиять только посредством фантазии. Поэтому оно должно постоянно будить ее. Отсюда следует, что художественное произведение должно не все давать нашим чувствам, но как раз столько, чтобы направить фантазию на истинный путь, предоставив ей последнее слово". (Шопенгауэр). Пример: "Пиковая дама" А.С.Пушкина.

Фантазия - это не значит выдумка. Хорошая выдумка восхищает, удивляет, радует, но, тем не менее, остается отдельно от зрителя, воспринимающего, наблюдающего ее. Зритель здесь скорее потребитель и оценщик. Но если задета фантазия зрителя, то он невольно становится сотворцом актера и режиссера.


7 июня, вторник.

О системе Станиславского.

Систему Станиславского обыкновенно рассматривают, как совокупность методов воспитания, обучения актеров и создания художественного произведения в театре. О системе спорят, что-то отвергают (сейчас, кажется, уже все отвергают), что-то превозносят, чем-то пользуются в повседневной практике…

Но мало кто рассматривает систему Станиславского, как попытку создания духовной основы для театрального искусства.

М. Чехов понимает ее как систему знаний и умений, помогающих освободить душу "от фактов, мешающих и окружая ее фактами, помогающими творческому состоянию".

Что же самое ценное и важное в так называемой "системе Станиславского"? - Учение об этике.

Он попытался сформулировать основные условия, при которых может происходить процесс творчества. Его учение об этике - это почва, на которой вырастает настоящий артист. Одни ремесленные приемы не создадут художника.

И хотя во всех театральных учебных заведениях изучают систему Станиславского и якобы готовят молодых актеров по этой "системе", но самая важная и обширная часть учения Станиславского часто остается за рамками учебной программы, потому что в ней не видят практического смысла. Но как бы виртуозно не умел артист играть на рояле, что он может сыграть, когда по-прежнему в рояль "ссыпают овес".

Станиславский пишет о необходимости наличия определенных личностных качеств и норм поведения. Что же это за качества? Например: "Подвиг артиста живет в красоте и чистоте его сердца, в огне его мысли".(Станиславский.) Что значит чистота сердца? "Чисто сердце я полагаю у того, кто не только не бывает тревожим и тяготим какою либо страстию, но не помышляет даже о чем-нибудь худом…" (Максим Исповедник.) Или другой пример: "Не стремитесь в первые ряды к отличиям и наградам, а стремитесь в мир красоты." (Станиславский.) "Где нет смиренномудрия, там все наши дела суетны". (Иоанн Лествичник.)

Я не собираюсь этими примерами поставить Станиславского рядом с преподобными. Я хочу лишь показать, на чем основывается и из чего исходит "Этика Станиславского".

Каждый, кто хоть однажды испытал вдохновение, знает, что не из себя, из своего разума, и не своей волей он творит в эти минуты. Высший разум и высшая воля действуют в нем. Следовательно, вся проблема заключается в том, как стать проводником этой высшей воли и ее творцом. Здесь не помогут только внешние технические приемы, владение голосом и телом.

Проблема в том: как жить и что нужно делать, чтобы искусство твое было не забавой для праздной толпы, а действительно Служением. Служением не человекам, а Богу. Кому служишь - того рабом и становишься. Актеры, становясь рабами человеков, наносят большой вред и душам людей и своей собственной душе. Нужно служить не людям, то есть их прихотям и страстям, а их душам.

Из письма Е.Б.Вахтангова к Станиславскому: "…В искусстве я люблю только ту Правду, о которой говорите Вы и которой Вы учите. Эта Правда проникает не только в ту часть меня, часто скромную, которая проявляет себя в театре, но и в ту, которая определяется словом "человек". Эта Правда день за днем ломает меня, и если я не успею стать лучше, то только потому, что очень много надо побеждать в себе. Эта Правда день за днем выравнивает во мне отношение к людям, требовательность к себе, путь в жизни, отношение к искусству".

"Учитесь скорее самому трудному и самому важному: любить искусство, а не себя в искусстве". (К.С.Станиславский, Послание Чеховской студии.)


11 июня, суббота.

Театр и церковь.

Церковь - дом Божий. Человек приходит в церковь встретиться с Богом в Его доме. Человек приходит в театр, чтобы встретиться с самим собой, с человеком. "Человек - это единственная точка соприкосновения между верующим и неверующим, между одним человеком и другим, какова бы не была его вера, каково бы не было его неверие. Человек - это та реальность, которая составляет тему жизни всякого человека". (Митр. Антоний, "Беседы о вере и церкви.)

Театр - дом человеков. Но порою кажется, что Сам Господь посещает его, чтобы встретиться с нами посреди самого вертепа и заставить замереть наши сердца в созерцании Невидимого.

Бог любит всех людей, не только тех, кто ходит в церковь. И не Он ли Сам позаботился о создании "храма" для своих заблудших детей - театра.

Могло ли такое явление, как театр, состояться, если бы на то не было воли Божьей. Демон зла, прежде всего, есть демон разрушения, создавать он не может. Тогда кто создал театр? Люди? Все, что создается только людьми, разрушается рано или поздно. Театр существует уже тысячи лет, и суть его при этом не изменилась.

"Нам поручено делиться небесным сокровищем с людьми, которые, может быть, забыли небо, но которые без него не могут жить, задыхаются на земле, с людьми, которым надо встретить Бога, потому что иначе человеческое общество слишком бедно, слишком тускло, слишком бессмысленно и бесцельно", - так говорит митрополит Сурожский Антоний о роли православной церкви. Почти такие же слова произносят Станиславский и Михаил Чехов, говоря о роли русского театра.

Искусство или развлечение?

Наверное, все дело в том, чем считать театр - искусством или развлечением.

Если это только развлечение, игрушка для праздных людей, то все театры лучше закрыть, потому что они так же вредны человеку, как вредны наркотики. И особенно такой театр вреден тому, кто в нем работает: он создает иллюзию деятельности и служения, порождает вялость души и является просто пустым времяпрепровождением.

Но если допустить, что это искусство?

Театр, как и искусство вообще, воздействуя на душу человека, часто очень незаметно, буквально на бессознательном уровне, пробуждает в его душе тягу к чему-то невидимому, неземному и к пониманию того, что "не хлебом единым жив человек". И тем самым, этой своей стороной, театр является как бы орудием Божественного промысла. Все остальное в театре от земли, от человечества, от страстей. Без этого Духа он теряет всякий смысл и оправдание своего существования. Театр, из которого изгоняется этот Дух, становится или ненужным, или орудием зла.

Для чего создан театр?

Театр создан для спасения, но мы извратили его природу и превратили его в орудие развлечения и погибели.

Деятели театра - художники, актеры, режиссеры - заботятся прежде всего о внешнем: о новых формах, темах, приемах, и совсем упускают из виду то невидимое, благодаря чему театр и существует уже тысячи лет. Странно было бы утверждать, что театр выжил только благодаря оригинальным выдумкам его служителей.

Если театр имеет только утилитарное значение в жизни общества (воспитание, проведение определенных идей, просвещении е и развлечение), то для чего столько далеко незаурядных людей отдавали ему свое время, силы и даже жизнь? Он притягивает к себе как магнитом не только людей тщеславных и суетных, но в первую очередь и особенно сильно, людей умных, талантливых, отмеченных божественной искрой.

Искусство театра всегда считалось особенно греховным, в отличие от живописи, например, или музыки. А служителям его отказывали когда-то даже в церковном погребении.

Те же, кто любили театр и служили ему, даже не пытались защищаться или оправдываться. Может быть, они и не соглашались с такой оценкой своего искусства, но терпеливо сносили все.

Люди бессознательно ищут в театре спасения для своей души, пищи духовной. А что мы предлагаем им вместо этого?

Это не значит, что нужно для театра выбирать духовные темы (из жизни святых, библейские сюжеты). Этого как раз делать не нужно. Это даже вредно.

Нужно пересмотреть наш взгляд на то, что такое театр и кто такой актер.

Мы говорим часто, что театр - это храм, а актеры в нем - жрецы. Но какому богу служат в этом храме его жрецы? На этот вопрос надо дать непременно ясный и определенный ответ и не обманывать самих себя. Князю мира сего и страстям своим служат в этом храме.

Для чего же тогда нужен театр? Разве только для соблазна и погибели? Нет. Это мы его сделали таким. А существует театр, как и всякое искусство, для спасения. Он должен быть ступенькой на пути духовного восхождения человека, в его постижении вечного творческого созидающего начала, которое пронизывает каждое мгновение жизни. В театре это мгновение жизни словно останавливается, и мы видим, как оно прекрасно. Мы чувствуем, как светлая энергия пронизывает все наше существо, и понимаем, что зла в мире не существует. Его творят люди, служащие злу. Это и есть правда о жизни, созданной Богом, а не наша человеческая правда о мире, лежащем во зле. Да, мир лежит во зле, но не по воле Божьей, а по воле человеческой.


14 июня, вторник.

О лукавстве и лицемерии.

Многие считают, что эти качества - лукавство и лицемерие - являются неотъемлемой частью творчества актера. Что же означают эти качества?

"Лукавство есть искусство,…которое потеряло истину и думает утаить это от многих". "Лукавый - диаволу соименник и сообщник". (Преподобный Иоанн, "Лествица", стр.159.)
"Лицемерие есть противоположное тела с душой устроение, переплетенное всякими вымыслами". (Преподобный Иоанн, "Лествица", стр.159.)

"Все стало подобным Истине, перестав быть причастным Истине". (Павел Флоренский.) Часто именно это хочется сказать, глядя на игру актеров.
Станиславский пишет ("Мое гражданское служение России", стр.155.): "…естественное, обычное актерское самочувствие - это то состояние человека на сцене, при котором он обязан внешне показывать то, чего не чувствует внутри. Это тот актерский вывих, при котором душа живет своими обыденными, каждодневными, будничными побуждениями…, а тело в это время обязано выражать самые возвышенные порывы героических чувств и страстей, сверхсознательной духовной жизни".

Человек-актер, в спектакле, выдавая себя за другого (действующее лицо пьесы), уже получается, что лукавит. Значит нужно:
или оставаться самим собой (тогда при чем тут искусство?)
или полностью отрешаясь от самого себя, становиться персонажем спектакля? ( Да и возможно ли это? Ведь это путь в сумасшедший дом.)

Что делать? Как же избавиться от лицемерия и лукавства? Ведь именно поэтому святые отцы и называли театр "школой дьявола".

Наверное, прежде всего, надо избавиться от этих качеств в своей повседневной жизни. "Нелукавый есть тот, кто находится в естественной чистоте души, как она была сотворена, и который искренне обращается со всеми". ( Преподобный Иоанн, "Лествица", стр.159.) .
И конечно никогда не надо обманывать самого себя. Выходя на сцену, актер должен видеть и знать то, что есть, т.е., что он на сцене, на которой установлены декорации, а в зале люди, зрители, а он сам артист - человек, одетый в костюм персонажа.

"…только тогда, когда духовная и физическая жизнь артиста на сцене развивается натурально, естественно, нормально, по законам самой природы, - сверхсознательное выходит из своих тайников". (Станиславский, "Мое гражданское служение России", стр.68.)

"Красота разбросана везде, где жизнь. Она разнообразна, как природа, и никогда, слава Богу, не уложится ни в какие рамки и условности. Вместо того, чтобы сочинять новые правила, станьте ближе к природе, к естественному, то есть к Богу, и тогда вы поймете не одну, а неисчислимые красоты Бога, которые закрылись от вас благодаря правилам и условностям.
…Условностей нет.
То, что публика желает видеть актера, и его освещают рампой - это не условность (а условие), или самая малая ее часть". (Станиславский, "Мое гражданское служение России", стр.290-291.)

На смену так называемому "актерскому самочувствию" (лукавству и лицемерию) должно прийти "творческое самочувствие". К этому надо готовить душу перед спектаклем. "Мы боимся опоздать к выходу, мы боимся выйти на сцену в беспорядке, с неоконченным туалетом и гримом. Но мы не боимся опоздать к началу процесса переживания роли и всегда выходим без всякой внутренней подготовки, с пустой душой, - и не стыдимся своей духовной наготы" (Там же, стр.160.)


17 июня, пятница.

Не всегда то, что торчит над водой, бывает лебедем.

Каждый приходит в театр со своей горстью "овса". Драматург, который непременно хочет выразить в пьесе свое политическое кредо, режиссер, желающий блеснуть оригинальностью постановки, актер, изо-всех сил стремящийся к успеху, художник, желающий самовыражения и т.д. и т.д.

Настоящую, истинную любовь к театру и желание служить ему, а не своим прихотям, можно встретить только у работников служб: костюмеров, гримеров, билетеров…. Этим людям не достается ни аплодисментов, ни цветов, ни успеха, о них не пишут в газетах и специальных театральных журналах, не показывают их по телевизору. Они служат в театре, потому что любят театр, сам театр, а не себя в нем, как большинство актеров и режиссеров.

Многие из этих "любящих себя" добиваются известности, успеха (это не трудно сделать, если ты дружишь с современными средствами массовой информации) и вводят людей в заблуждение, выдавая свое "делание" за истинное искусство.

Собственно от этих "служителей муз" не было бы большого вреда, если бы они просто естественно хлопотали о своем месте под солнцем. Вред их заключается в том, что, они все же понимают, что рядом с настоящим талантом они смотрятся невыгодно и потому изо-всех сил стремятся, чтобы талантов рядом с ними не было, а лучше, если бы их не было совсем.

Не всегда это желание проявляется сознательно, чаще оно бессознательно, но это не меняет существа дела.

Истребление таланта начинается уже при обучении, когда педагог, не наделенный талантом, часто сам того не осознавая, старается если не потушить, то хоть заглушить тот божественный огонь, который горит в его ученике, изо всех сил загоняя его в рамки "школы" и, якобы в воспитательных целях, подрывают веру ученика в свои способности.

Правда истребить талант невозможно, он все равно пробивается, как зеленый росток сквозь асфальт. Его закатали, но проходит время, - и он опять растет, его опять закатывают в асфальт…. Талант побеждает, потому что это талант, но как мало он успевает сделать. Порой даже кажется, что Господь посылает на землю таланты, вовсе не для того, чтобы они что-то сделали в своей области искусства, а просто для сравнения, чтобы люди не забывали, что значит истинный талант и не разучились отличать золото от мишуры.

Но к чему я все это говорю? Я сама не знаю. Наверное, я как-то пытаюсь объяснить сама себе, почему нет на свете театра, на занавесе которого было бы написано: "Красота".


19 июня, воскресенье.

О дипломах.

Нередко приходится сталкиваться в театральной практике с актерами, которые постоянно спорят, доказывают другим, что они лучше других знают как нужно делать, потому что они закончили театральный институт, у них есть диплом. Они не желают узнавать ничего нового или другого, не хотят учиться.

Хотя, если внимательно посмотреть на то, что они умеют и чему успели научиться, то обычно все их знания о профессии находятся на уровне первого курса: "я в предлагаемых обстоятельствах". При этом это "я" прячется как следует за "четвертой стеной", за всякими физическими и прочими действиями, конфликтами и т.п. Это понятно, потому что обнажить пустоту души страшно. Вдруг все увидят, что король то голый!

Не надо придавать такое большое значение своим дипломам. Это всего лишь бумажка, что бы мы об этом не думали. В ней говорится, что мы в течение определенного времени были в учебном заведении, сдали все экзамены, закончили его и вам присвоена профессия "актер драматического театра". Но актер - это еще далеко не артист. Почувствуйте разницу, и никогда не переставайте учиться, чтобы стать когда-нибудь настоящими артистами.

"То, что мы должны делать, предварительно научившись, мы учимся делать только тогда, когда делаем именно это". (Аристотель.) И чем дальше мы будем идти по пути совершенствования в профессии, тем все яснее будем видеть то, как мы еще далеки от цели. Только тот, кто ничего не знает, думает, что он знает все.


20 июня, понедельник.

Правда и правдоподобие.

Гоголь писал: Задача художника "изобразить обыкновенное", но, "чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное, и чтобы это необыкновенное было, между прочим, совершенная истина".

Достоверная парадоксальность - это общая черта искусства, то, что рождает почти физически ощутимое напряжение интеллектуальное и эмоциональное.

Понятие "правда" на театре часто сводится единственно к тому, чтобы было "похоже на жизнь". Художники-постановщики, правда, этого уже не делают, но режиссеры и актеры грешат этим по-прежнему. И получается скучно.

Тогда, чтобы увлечь зрителя, и приукрасить скучное правдоподобие, прибегают к помощи музыки, танцев и разных эффектов, стараясь влиять на самые примитивные чувства, раздражая их, чтобы зритель не заснул на спектакле. И зритель не засыпает, но выйдет из театра и ему почему-то все равно становится скучно, а зритель поумнее даже обижается: за дураков нас принимают. А в театре недоумевают: ведь, кажется, сделали все, чтобы завлечь зрителя, а его становится все меньше и меньше.

Правда - понятие духовное. Только правда способна по настоящему взволновать и увлечь, потому что она дает пищу не ушам и глазам, а душе человека, пришедшего в театр на спектакль.

Бывает так, что человек приходит в театр, чтобы развлечься, "отдохнуть", как теперь говорят. А ведь у такого зрителя где-то под слоем жира тоже прячется душа. На душу возможно воздействовать только при помощи правды, чтобы, хотя бы на несколько минут, в нем зашевелился человек. Не надо его ублажать, сытого и самодовольного, Ориентироваться нужно только на высшее в человеке и будить в нем это высшее. На это способна только правда, а никак не правдоподобие.

Условность античного театра - вот эталон для правды жизни на сцене.


23 июня, четверг.

О чувстве.

Актер, не дожидаясь творческого самочувствия, которое есть радость, не доверяя своей природе, всегда спешит изобразить какое-то чувство, принадлежащее персонажу.

Чаще всего он очень искусно имитирует это чувство. Он спешит неправду выдать за истину и тем самым наносит вред своей душе и оскорбляет чувство правды в зрителях.

Или же "добросовестный" актер старается в себе вызвать то чувство, которым охвачен его персонаж; при этом, естественно, что он теряет художественную задачу и нередко наносит ущерб своему здоровью и своей психике.

Чувства персонажа и чувства актера - не одно и то же. Они очень редко совпадают. Да они и не должны совпадать. Персонаж может страдать и плакать, но актер, сочувствуя ему, все же сам радуется, радуется радостью творца, создающего художественную правду.

"…душевный реализм, правда художественного переживания, артистического чувства. Они самое трудное, что существует в нашем искусстве, они требуют долгой предварительной внутренней работы". (Станиславский, Мое гражданское служение России, стр.60.) Станиславский говорит не просто о переживании и чувстве, а о художественном переживании и об артистическом чувстве.


27 июня, понедельник.

Критицизм.

Духом критицизма заражены многие наши современники. Над этим без устали трудится телевидение, радио, пресса. Под видом так называемой "правды жизни" нам демонстрируют ложь жизни. А попробуй возразить какому-нибудь критикану и ты услышишь много нелестных выражений, смысл которых сводится к тому, что ты не знаешь жизни и не хочешь "посмотреть правде в глаза".

Что же? Давайте посмотрим правде в глаза.
Первым делом: выбросим телевизор, выключим радио и перестанем читать популярные газеты. Не будем перечислять их названия, чтобы никого не обижать. Может, люди из лучших побуждений предаются всей этой вакханалии. Давайте посмотрим на жизнь своими собственными глазами.

(Только не забудьте выбросить из головы все то, чем уже успели ее начинить средства массовой информации. Мысли тоже должны быть свои собственные. Пусть не очень оригинальные, но зато свои, не чужие! Поверьте, так приятно быть самим собой, смотреть на мир своими глазами и думать своей головой.)

Посмотрим вокруг. Что же мы увидим? Небо над головой, по нему плывут облака. Деревья в листве (ведь сейчас лето), зеленая трава, птиц несметное множество, пчелы, жуки, разные букашки.… А сколько цветов! Это все в городе. А что делается за городом!.. Этого ни в сказке сказать, ни пером описать. Весь мир ликует!..

Куда же подевались все эти телевизионные ужасы? Они остались. Они есть. Но не они составляют основу жизни и не они есть правда жизни. Скорее их можно назвать ложью жизни. Потому что "…нет убедительности в поношениях, и нет истины, где нет любви". (Пушкин, "Александр Радищев".)

Критицизм отравляет жизнь и разрушает творческое начало в человеке.

"… постоянное недовольство порождает отрицание, отрицание же ни к чему не ведет.

… Тот, кто хочет благотворно воздействовать на людей, не должен браниться и болеть о чужих пороках, а всегда творить добро.

Дело не в том, чтобы разрушать, а в том, чтобы созидать то, что дарит человечеству чистую радость". ("Разговоры с Гете", Эккерман.)

предыдущая | главная


мысли о театре, о творчестве актера и режиссера, сцена и зритель

ДНЕВНИК АРТИСТА

из личного опыта, советы и пожелания профессионалам и любителям

мысли о театре, об искусстве, о творчестве актера и режиссера, драматургия, сцена и зритель, из личного опыта, советы, предложения и пожелания коллегам профессионалам и любителям, школа ремесла, мастерство
Сайт создан в системе uCoz